Учитель-логопед
«… если в мире и существует особенность, присущая человеку и только человеку, особенность, которая наиболее отчетливо выделяет его из животных и возвышает его над ними, так это - речь. Все то, что сложилось в человеке специфически человеческого разумного, обязано своим возникновением именно речи, которая сделала нас когда-то и продолжает делать теми, кто мы есть, - людьми».
(И.Ю. Абелева)
СЛУЖБА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОУ
Корпус 1
(Петергофское шоссе,
д.55, корп.2)
|
Корпус 2
(ул. Капитана
Грищенко,
д.3, корп.2)
|
Корпус 2
(ул. Капитана Грищенко,
д.3, корп.2)
|
Корпус 2
(ул. Капитана Грищенко,
д.3, корп.2)
|
Корпус 2
(ул. Капитана Грищенко,
д.3, корп.2)
|
Учитель-логопед
логопункта
|
группы № 19
|
Учитель-логопед
группы № 18
|
Учитель-логопед
группы № 15
|
Учитель-логопед
группы № 14
|
Консультативную помощь логопеда родители воспитанников ДОУ могут получать в течение всего учебного года по предварительной записи к специалисту. Более подробно с организацией консультативной работы логопеда можно познакомиться на информационном стенде в Вашей группе.
Не пора ли к логопеду?
По отношению к логопедам родители разделяются на два лагеря: одни готовы водить к ним ребенка чуть ли не с рождения, а другие не вмешиваются в «естественное развитие речи». Давайте разберемся, в каких случаях ребенку необходимы занятия с логопедом, и что эти занятия дают.
Как развивается речь
Первые звуки, которые обычно называют гулением, издает уже трехмесячный младенец. К восьми месяцам появляется лепет – повторение одинаковых слогов: «ба-ба», «да-да-да», «па-па». постепенно из них рождаются первые слова. И к году малыш уже осознанно использует несколько слов для выражения своих желаний и эмоций: например, «дай», «мама», «бах», «ав-ав».
После года темпы речевого развития ускоряются. Ребенок начинает произносит все больше осмысленных слов, поначалу состоящих из одного-двух слогов. Конечно, каждое из этих слов пока еще может означать зразу несколько понятий, в зависимости от ситуации. Но к полутора годам в речи ребенка уже около 20 слов, а к двум их количество достигает 50.
На третьем году жизни ребенок начинает говорить о себе в первом лице, может составить развернутое предложение.
В четыре года словарный запас достигает 2000 слов! Считается, к пяти годам ребенок полностью усваивает наш с вами взрослый обиходный словарь. Именно в этом возрасте речь ребенка становится правильной (он произносит все звуки), развернутой, с использованием союзов и предлогов, разных форм слов. Теперь малыш готов к тому, чтобы учиться читать.
Конечно, каждый ребенок развивается в своем темпе, и небольшое запаздывание в развитии речи не страшно и не обязательно свидетельствует о серьезных проблемах. Но родителям надо быть очень внимательными к тому, насколько трудно ребенку даются очередные ступени в освоении речи.
-
В год кроха не произносит первые слова;
-
В два года ребенок говорит так, что его понимают только близкие;
-
В три года он не говорит фразами;
-
В четыре года ребенок смешивает некоторые звуки по звучанию, не произносит (С), (З), (Ш), (Ж);
-
В пять-шесть лет в его речи нет звуков (Л), (Р), он не умеет связно рассказывать;
-
В любом возрасте, когда проявилось заикание: чем меньше его «стаж», тем легче помочь ребенку.
Причины и следствия речевых проблем
Почему ребенок говорит неправильно?
- Снижение слуха. Дети учатся говорить через подражание, и если они недостаточно хорошо слышат речь окружающих, то и говорить правильно не смогут.
- Неправильное воспитание в семье, когда взрослые, умиляясь детскому лепету, слишком долго «сюсюкают» с ребенком, повторяя его речевые ошибки, и не дают возможность научиться правильному произношению.
- Недоразвитие фонематического слуха (истинно человеческого слуха), когда ребенку трудно различать некоторые схожие по своим произносительным характеристикам звуки: например, он не слышит разницы между парным звонким (Б) и глухим звуком (П), твердым (Л) и мягким (Ль), шипящим (Ш) и свистящим (С) и т.д.
- Подражание неправильному произношению кого-либо из членов семьи.
- Анатомические причины: укороченная подъязычная уздечка, дефекты строения челюсти и зубов, слабые мышцы языка.
Чаще всего у детей возникают сложности с произношением звуков (Ш), (Ж), (Ч), (Щ), (Л), (Р). Для того чтобы помочь ребенку научиться правильно произносить звуки, можно использовать специальную артикуляционную гимнастику.
Но самое эффективное – это обратиться к специалисту по развитию речи.
Что делает логопед
Прежде всего, логопед установит причину нарушения речи. И уже потом, исходя из этого, будет заниматься устранением этой причины. Если проблема сводится лишь к нарушению звукопроизношения, логопед покажет, как произносятся трудные звуки, ведь часто ребенок просто не знает, как это сделать. Если у малыша короткая подъязычная уздечка, зачастую можно обойтись без операций: в процессе занятий с логопедом уздечку можно немного растянуть специальными упражнениями и логопедическим массажем. Кроме того, логопед сформирует специальный «речевой» выдох, который необходим для постановки многих звуков. Если причиной нарушения звукопроизношения является слабость мышц артикуляционного аппарата, то логопед с помощью артикуляционной гимнастики и, при необходимости, и логопедического массажа, укрепит мышцы языка, губ, лицевой мускулатуры. И, наконец, логопед будет учить ребенка слышать звуки, выделяя их из речевого потока, научит различать сходные по звучанию звуки, поможет научиться контролировать собственное звукопроизношение.
Занятия по исправлению звукопроизношения логопед чаще всего ведет с детьми с 4 – 6 лет, потому что именно этот возрастной период считается наиболее благоприятным для постановки правильных звуков. Коррекции звукопроизношения надо уделять время не менее двух раз в неделю. Продолжительность данного курса занятий индивидуальна в каждом отдельном случае. Звук можно поставить и на первом занятии в том случае, если ребенок просто не понимал, как его нужно произносить, а логопед помог ему в этом. Но чаще всего к логопеду попадают дети, которые не выговаривают множество звуков. В этом случае 6 – 8 занятий может уйти на то, чтобы ребенок научился правильно удерживать язык в нужном положении для базового звука одной группы. Только после этого можно говорить о процессе отработки звука на разном по уровню сложности речевом материале. В дальнейшем все зависит, во-первых, от самого ребенка, от его желания правильно говорить и умения контролировать себя, а во-вторых, от помощи родителей, которые напоминают ему, что не надо пропускать «непослушный звук» в словах.
Если у ребенка речевые сложности не ограничиваются проблемами звукопроизношения, а затрагивают лексику, грамматический строй, в целом речевую систему, то здесь логопед будет работать над расширением словарного запаса, формированием грамматического строя речи, над развитием связной речи ребенка. Коррекция системных речевых нарушений занимает продолжительное количество времени, поэтому, чем раньше такой ребенок попадет к логопеду, тем успешнее будет оказанное коррекционно-развивающее воздействие.
Материал обновлен 02.11.2024 года